Стальная проволока – основной элемент в конструкции подвесных мостов

У большинства обывателей при упоминании подвесного моста, перед глазами встает картинка перекинутого через реку шаткого сооружения из закрепленных на веревках или канатах досках. В действительности современные подвесные мосты представляют собой сложные в техническом плане сооружения, длина которых достигает нескольких километров!

Свое название подвесные мосты получили из-за главной особенности конструкции – в них настил (или по-другому —  несущая часть) подвешивается под подвесом тросами на вертикальных подвесках. В современных висячих мостах, как правило используют проволочные тросы и канаты из высокопрочной стали с пределом прочности около 2-2,5 ГПа (200—250 кгс/мм²). Это позволяет существенно снизить собственный вес моста. Однако вместо тросов могут применяться и другие гибкие элементы (кабели, цепи) способные работать на растяжение.

Бруклинский мост

Читайте также: Металлические тросы из стальной проволоки

Хотя в обиходе принято называть подобные мосты «подвесными», но в специализированной литературе по архитектуре и строительству их называют исключительно «висячими».

Висячие мосты сооружают в тех случаях, когда необходимо сделать основной пролёт достаточно длинным при минимальном расходе строительных материалов. Фактически это единственная возможная конструкция мостов через широкие ущелья и обширные водные преграды.

Киевский мост

Считается, что первым подвесным мостом из троса и проволоки был Паучий мост, сооруженный в Америке у водопада Скулкилл еще в 1816 году. По современным меркам это довольно скромный пешеходный мост, пролет которого составлял 124 метра, а ширина всего 45 сантиметра.

Самым старым действующим подвесным мостом в Соединенных Штатах является Акведук Роблинга (штат Делавэр), также известный как мост Роблинга. Открытый в 1849 году как акведук, соединяющий две части канала Делавэр и Гудзон (D&H), он имеет длину 535 футов (175 метров). Каждый подвесной трос этого акведука диаметром 8 1/2 дюйма содержал 2150 проводов, собранных в семь жил. Лабораторные испытания в 1983 году показали, что трос все еще является надежным и способен выдерживать заявленные нагрузки. В конце прошлого века акведук был реконструирован и сейчас используется, как пешеходный и автомобильный мост.

Японский мост

Самым известным современным подвесным мостом считается Акаси-Кайкё — висячий мост, пересекающий пролив Акаси и соединяющий город Кобе на острове Хонсю с городом Авадзи на острове Авадзи. Мост Акаси-Кайкё дважды был отмечен в книге рекордов Гиннесса: как самый длинный подвесной мост (его полная длина составляет 3911 метров) и как самый высокий мост (его пилоны имеют высоту 298 м, что выше 90-этажного дома). Акаси Кайкё устойчив к порывам ветрам скоростью до 80 м/с и воздействию сильнейших подводных течений. Он способен выдерживать землетрясения до 8,5 баллов. Эта повышенная устойчивость обеспечивается благодаря использованию особо прочного, усиленного металлического троса.

Подвесной мост

Для троса, который должен был удерживать мост весом в 160 000 тонн, японцы создали более прочную проволоку, чем те, которые обычно использовались при строительстве висячих мостов.  Удерживающий мост трос был собран по специальной системе — из множества пучков стальной проволоки, причем каждый такой пучок состоит из 127 проволок диаметром 5,23 мм. Специалисты подсчитали, что если вытянуть в длину все стальные нити несущих тросов моста Акаси-Кайке, то ими можно опоясать земной шар более семи раз.

Висячий мост

В Украине самым известным подвесным мостом является Вантовый мост над Днепром длиной 816 метров, известный как Северный мост. Он был введен в эксплуатацию 3 декабря 1976 года и является памятником архитектуры. Общая длина его вантовых канатов составляет 54,6 км. Канаты формировались из высокопрочных проволок диаметром 5 миллиметров. В каждом канате было 91 проволоке. Доставка канатов к месту строительства моста было довольно сложным процессом. Канаты, длина которых составляла более 200 метров, наматывали на огромный барабан, грузили на тягач и в сопровождении автомобилей ГАИ везли по городу. Для этого приходилось полностью перекрывать автомобильное движение в столице, поскольку такой барабан при транспортировке занимал почти 3 полосы дороги.

Подвесной мост в Японии

Читайте также: Привычные и экспериментальные способы использования проволоки при строительстве дорог